Рекордно-гоночные автомобили хади харьковского автодорожного института.

История началась в Харьковском автомобильно-дорожном институте, где была открыта специальная лаборатория экспериментального машиностроения. В этой лаборатории создавались автомобили, предназначенные для установления новых рекордов скорости. Из рабочей мастерской ХАДИ выезжали такие монстры, как «Харьков-3», первый в СССР взявший 200-километровый рубеж скорости в 1951 году, «Харьков-6», сумевший развить скорость 280,156 километров в час в 1953 году на километровой трассе, «Харьков-Л2» с 750-кубовым 100-сильным мотором, развивший в августе 1963 года 286,169 км/ч на озере Баскунчак, газотурбинный ХАДИ-7 1966 года с максимальной скоростью 350 километров в час. Очередной проект лаборатории – ХАДИ-13эМ был не совсем обычен, до этого харьковским рекордсменам не приходилось иметь дело с электромоторами. Разработка электрического спорткара была передана группе студентов, в качестве темы коллективного дипломного проекта. Руководил группой Владимир Константинович Никитин, известный конструктор и заслуженный мастер спорта СССР.

В основу ХАДИ-13эМ был положен гоночный реактивный автомобиль ХАДИ-9. В своё время ХАДИ-9 готовился стать рекордсменом с мировым именем. Согласно технической документации, его расчётная скорость составляла 1200 километров в час. Машина оборудовалась турбореактивным двигателем РД-9БФ (от истребителя МиГ-19). Шины автомобиля были заменены на металлические диски, а тормозная система с пневматическим приводом дополнялась тормозным парашютом. Трассы, которая смогла бы раскрыть все возможности ХАДИ-9 в СССР так и не нашлось, автомобиль тестировали на озере Баскунчак, где он развил всего 800 км/ч. Там же разработка засветилась в художественном фильме «Скорость», в роли суперкара "Игла-02 SR". После этого автомобиль вернули в Харьков, и ХАДИ-9 довольно быстро разрушился из-за интенсивной коррозии, вызванной соляным раствором с поверхности Баскунчака.

Итак, вторую жизнь ХАДИ-9 получил уже в «электромоторном» обличии. Стреловидная форма одноместного кузова (разработка преподавателя М. Шапошникова) обеспечивала отличные аэродинамические показатели. Сам кузов был построен из стеклопластика, для снижения веса автомобиля. В снаряжённом виде масса автомобиля составляла всего 350 килограммов. Каждое из колёс получило независимую подвеску. Электродвигатель мощностью всего 10 киловатт (13,4 лошадиные силы) расположили в задней части кузова, источником тока служили 10 серебряно-цинковых батарей. В сентябре 1977 года состоялись тестовые заезды. Испытания принесли два всесоюзных рекорда для электромобилей в «весовой категории» до 500 килограммов. До настоящего времени эти рекорды так и не были побиты: на километровой дистанции со стартом с хода автомобиль развил 161,5 километра в час; на той же трассе со стартом с места – 115,8 километра в час. О дальнейшей судьбе проекта сотрудники Харьковского института не сообщали, но одно известно точно – ХАДИ-13эМ и сегодня остаётся самым быстрым лёгким электромобилем.


В начале 50-х годов возглавить Лабораторию Скоростных Автомобилей при Харьковском автомобильно-дорожном институте (ХАДИ) был приглашён В.К. Никитин – автогонщик и конструктор-одиночка, известный в то время своими скоростными автомобилями «Харьков»
В 1963 году по проекту дипломника ХАДИ Утёмова был построен маленький автомобиль ХАДИ-3, получивший прозвище «карандаш», занесённый из-за своих размеров в Книгу рекордов Гиннесса. Вес автомобиля был 180 кг, ширина - 67 см, высота - 51 см, расчётная скорость - 220 км/ч. Она так и не была достигнута из-за неудачной конструкции колёс: стеклопластиковые, они разлетелись во время заезда на соляном озере Баскунчак. В течение ряда лет в институте были построены автомобили ХАДМ-7.9.11э, 13э,27.29.31
На автомобиле ХАДИ-7 использовался газотурбинный вертолётный двигатель. На автомобиле поставлены 4 рекорда СССР. Автомобиль ХАДИ-9 готовился развить сверхзвуковую скорость при пробеге по поверхности соляного озера Баскунчак с двигателем от самолета МиГ-21.
В 1990-х были спроектированы и построены автомобили ХАДИ-29 и ХАДИ-31 для шоссейно-кольцевых гонок в классе Формула-1600. В 1996, 2003 и 2005 годах гонщики ХАДИ на этих автомобилях выигрывали чемпионат Украины.

http://www.ussrtoscale.com/-----9.html
История сверхскоростного турбореактивного автомобиля ХАДИ-9 - это грустная повесть о том, как автомобиль, созданный для преодоления сверхзвуковой скорости на земле, так и не реализовал заложенного в нём потенциала по причине отсутствия в стране подходящей для этого трассы.


Весной 1968 г. Никитин со своими студентами начал работать над грандиозным проектом – машиной, которая должна была развить неслыханную скорость – 1200 км/ч и преодолеть звуковой барьер на земле. Так, пока ещё лишь на бумаге, началась история ХАДИ-9. В 1979 г., когда ХАДИ-9 только начинал проходить испытания, из США пришла весть, что некий американский автогонщик развил сверхзвуковую скорость на автомобиле Budweiser. Информация эта потом была опровергнута, но всё же, появилось чувство, что ещё немного, и американцы преодолеют звуковой барьер на суше.
Но вернёмся в 1978 год, когда ХАДИ-9 обрёл материальное воплощение в металле и посмотрим, что же представлял собой этот автомобиль. Внешне машина больше напоминала ракету или фюзеляж реактивного самолёта длиной 11,5 метров. задние колёса были вынесены по сторонам, достаточно далеко от корпуса (расстояние между ними составляло 3 метра), а передние колёса были расположены под рамой на минимальном расстоянии друг от друга (необходимость установки двух передних колес вместо одного диктовалась требованиями FIA, признававшей автомобилем транспортное средство не менее чем на четырех колесах). В задней части рамы был установлен турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-19.
Первые ходовые испытания ХАДИ-9 проводились на аэродромах под Чугуевском и Волгоградом, а чуть позже машина была опробована на участках соляного озера Баскунчак. Пробные заезды показали, что при наличии подходящей трассы, машина может развить скорость 700 – 800 км/ч, но преодоление скорости звука оставалось под большим вопросом. ХАДИ-9 был легче своих американских аналогов, однако, проигрывал им в силе тяги. Но не было в стране трассы пригодной для достижения даже плановых 700 км/ч, что уж говорить о сверхзвуке! Поэтому, никто не знает, какова была бы реальная скорость ХАДИ-9, получи машина шанс разогнаться до предела. В том же, 1978 году автомобиль ХАДИ-9 экспонировался на ВДНХ в рамках выставки научно-технического творчества молодёжи. Внешний вид машины был несколько изменён: корпус (или фюзеляж?) получил более плавные и округлые очертания.
ХАДИ-9 вернули в Харьковский автомобильно-дорожный институт, на задворках которого машина простояла долгие годы.
**************ХАДИ-9 на испытаниях************************ХАДИ-27
***************
******

Газотурбинный рекордный автомобиль, разработанный под руководством В. К. Никитина, одна из наиболее известных конструкций ЛСА ХАДИ. Изначально разрабатывался с поршневым двигателем в период с 1956 по 1959 г. под названием "Харьков-7" (фото 1 ). В отличие от предыдущих рекордных автомобилей Никитина, "Харьков-7" не базировался на прежней модели, а проектировался заново. Для него А. В. Сирятским был разработан новый восьмицилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 1974 см³, который с двумя нагнетателями развивал мощность 340 л. с. Также была изготовлена новая пятиступенчатая коробка передач, сблокированная с главной передачей. В трансмиссии использовался дифференциал повышенного трения; была предусмотрена возможность быстрой замены шестерен главной передачи для изменения передаточного числа трансмиссии. Основой шасси служила лонжеронная рама из труб диаметром 90 мм; кузовные панели были изготовлены из дюралюминия на одном из харьковских заводов. В конструкции ходовой части был использован ряд серийных узлов и деталей от ГАЗ-20 (амортизаторы, тормозные барабаны, колеса). Подвеска всех колес была выполнена независимой, с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов спереди, со стержневыми торсионами сзади. Задняя подвеска рассчитывалась таким образом, чтобы при движении автомобиля на высоких скоростях в поворотах задние колеса устанавливались с отрицательным углом в сторону, противоположную центробежной силе, и тем самым удерживали бы автомобиль на дороге. Предполагалось использовать специальные скоростные шины НИИШП. Расчетная скорость составляла около 350 км/ч, однако из-за отсутствия финансирования "Харьков-7" не был достроен и испытан. Помимо этого, возможность участия его в рекордных заездах ограничивалась на тот момент отсутствием трасс, на которых можно было бы с достаточной степенью безопасности развивать скорости свыше 300 км/ч.

В 1961 г. Никитин передал "Харьков-7" в лабораторию скоростных автомобилей ХАДИ, а в 1963 г. было принято решение возобновить работу над ним, но с газотурбинной силовой установкой вместо поршневого двигателя внутреннего сгорания; эти работы велись уже под индексом ХАДИ-7. Собственно процесс переделки автомобиля под установку газовой турбины начался в 1965 г. В работе также приняли участие специалисты Харьковского авиационного института, по предложению которых в качестве силовой установки была использована серийная газовая турбина ГТД-350, выпускавшаяся для вертолетов Ми-2, – двухвальная, мощностью около 400 л. с. В трансмиссию был включен редуктор, снижавший число оборотов, и удалена коробка передач. Изменилась форма обтекателя над местом гонщика, а за ним был оборудован воздухозаборник. Выпускные трубопроводы были выведены наверх, чтобы реактивная тяга отработавших газов не использовалась при движении. В остальном конструкция не изменилась. Расчетная скорость ХАДИ-7 составляла около 400 км/ч, однако из-за закрытия трассы на озере Баскунчак автомобиль в 1966-1972 гг. принимал участие в рекордных заездах только на не совсем подходивших для него коротких дистанциях со стартом с места (0,5 и 1 км), реализовав лишь часть заложенного в конструкцию потенциала (фото 2 ).

В. К. Никитин установил на ХАДИ-7 в классе 2 группы VIII (газотурбинные автомобили массой 500-1000 кг) три всесоюзных рекорда скорости (один из них превысил соответствующий международный рекорд, но не был официально зарегистрирован ФИА). На стадии проектирования также предусматривалась возможность участия в заездах в классе 3 (1000-1500 кг), однако в этой зачетной группе ХАДИ-7 не стартовал.

В 1968-1978 гг. ХАДИ-7 неоднократно экспонировался на выставках научно-технического творчества молодежи (фото 3 ), а также за рубежом (Чехословакия, Канада, США, Италия, Куба). В конце 1980-х гг. он непродолжительное время являлся экспонатом Мотормузея в Риге, а в настоящее время находится в ЛСА ХАДИ в состоянии, требующем капитальной реставрации (фото 4 ).

Статья опубликована 28.11.2014 18:37 Последняя правка произведена 28.11.2014 18:57

Газотурбинный рекордный автомобиль, разработанный в ЛСА ХАДИ под руководством В. К. Никитина. Изначально проектировался с поршневым двигателем под названием "Харьков-7 " в 1956-1959 гг. Конструкция шасси в целом продолжала тенденции, заложенные в предыдущих моделях "Харьков-3 " и "Харьков-6 ". Основой шасси служила лонжеронная рама из труб диаметром 90 мм; кузовные панели были изготовлены из дюралюминия. Передняя подвеска – независимая, с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов, задняя – зависимая, со стержневыми торсионами. Шины – 6,00-16", изготовленные по заказу в НИИШП. В конструкции ходовой части был использован ряд серийных узлов и деталей от ГАЗ-20 (амортизаторы, тормозные барабаны, колеса).

Двигатель – конструкции А. В. Сирятского: V-образный, восьмицилиндровый, с двумя нагнетателями, рабочим объемом 1974 см³. Коробка передач была сблокирована с главной передачей; в заднем мосту была предусмотрена пара сменных шестерен для быстрого изменения передаточного числа трансмиссии. Расчетная скорость составляла около 350 км/ч.

Ходовые испытания "Харькова-7 " выявили необходимость доработки двигателя; помимо этого, возможность участия автомобиля в рекордных заездах ограничивалась на тот момент отсутствием трасс, на которых можно было бы с достаточной степенью безопасности развивать скорости свыше 300 км/ч. Ввиду этого "Харьков-7" в своем первоначальном варианте в рекордных заездах не использовался. В 1963 г. Никитиным, уже в ЛСА ХАДИ , было принято решение о создании на его основе газотурбинного рекордного автомобиля, получившего обозначение ХАДИ-7. В работе также приняли участие специалисты Харьковского авиационного института, по предложению которых в качестве силовой установки была использована серийная газовая турбина ГТД-350, выпускавшаяся для вертолетов Ми-2, – двухвальная, мощностью около 400 л. с.

В трансмиссию был включен редуктор, снижавший число оборотов, и удалена коробка передач. Изменилась форма фонаря над местом гонщика, а за ним был оборудован воздухозаборник. Выпускной трубопровод был выведен наверх, чтобы реактивная тяга отработавших газов не использовалась при движении. В остальном конструкция не изменилась. Расчетная скорость ХАДИ-7 составляла около 400 км/ч, однако из-за закрытия трассы на озере Баскунчак автомобиль принимал участие в рекордных заездах только со стартом с места в 1966-1972 гг. и в силу этого высоких средних скоростей не достигал.


В. К. Никитин установил на ХАДИ-7 в классе 2 группы VIII (газотурбинные автомобили массой 500-1000 кг) четыре всесоюзных рекорда скорости, из которых два являлись международными. На стадии проектирования также предусматривалась возможность участия в заездах в классе 3 (1000-1500 кг), однако в этой зачетной группе ХАДИ-7 не стартовал. В 1968-1978 гг. автомобиль неоднократно экспонировался на выставках научно-технического творчества молодежи (фото 3), а также за рубежом (Чехословакия, Канада, США, Италия, Куба). ХАДИ-7 сохранился до настоящего времени, являясь экспонатом музея ХАДИ, и в настоящее время проходит реставрацию.

Технические характеристики Хади-7:

"Харьков-7"
сухая ? 760
снаряженная 850 840
полная ? ?
Максимальная скорость, км/ч 350 400
Двигатель:
Марка и модель ГТД-350
Компоновка V-образный
Число цилиндров 8
Число тактов 4
Клапанный механизм DOHC
Диаметр цилиндра, мм 68
Ход поршня, мм 68
Рабочий объем, см³ 1974
Степень сжатия 8,0
Мощность, л. с. (при об/мин) 340 (6500) 400 (45000)
Расположение заднее заднее
Число карбюраторов 2
Число передач 5 1
Шасси трубчатая лонжеронная рама трубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:
Длина 5000 5000
Ширина 1600 1600
Высота 900 900
Колея передних колес, мм 1220 1220
База, мм 2600 2600
Тип передних тормозов барабанные барабанные
Тип задних тормозов барабанные барабанные
Передние шины 6,00-16" 6,00-16"
Задние шины 6,00-16" 6,00-16"
Передняя подвеска независимая, торсионная независимая, торсионная
Задняя подвеска зависимая, торсионная зависимая, торсионная

По материалам сайта: ussr-autosport.ru