Занимательная статистика на основе реестра федеральных государственных информационных систем. Успехи импортозамещения или занимательная статистика на основе реестра федеральных государственных информационных систем Гис эб расшифровка

28.11.2023 Видео
Алексей Лукацкий

Решил я тут разобраться в том, что же такое государственная информационная система, для защиты которых разработан и 17-й приказ и методичка по защитным мерам. Оказалось это непросто. Существует несколько неоднозначных точек зрения по этому вопросу. Начну я с мнений коллег:

  • Артем Агеев считает , что ГИСами по сути можно считать только те ИС, которые находятся в реестре Минкомсвязи.
  • Андрей Прозоров , что не каждая ИС в госоргане является государственной и попадает под действие 17-го приказа.
  • Михаил Новокрещенов считает аналогично, но при этом, если ИС вводится в действие приказом и вводится в госоргане, то это уже ГИС.

Однако, эти 3 в чем то схожие позиции отличаются от того, что думают другие участники игры. Например, у коллег из РАНХиГС мнение совершенно иное. Оно более эмоциональная, но все-таки это позиция, к которой стоит прислушаться. Все-таки РАНХиГС активно участвует в нормотворческом процессе и сбрасывать со счетов их взгляд не стоит. Итак позиция дословно следующая: "Все, что делается в государственном органе (поскольку вся его деятельность - суть публичная сфера правоотношений), делается в силу закона. Иная деятельность по определению незаконна (публичному органу запрещено все, что прямо не предписано законодательством). Ведение бухгалтерии (кадрового учета и др.), вообще - любая иная обеспечивающая деятельность осуществляется также только в силу требований тех или иных законов. В случае бухгалтерии равно отнесенных к публичным и гражданским организациям. То, что такого рода деятельность прямо не описана в Положении о том или ином ведомстве, фактор неспецифический. Ведомства реализуют множество полномочий, которыми их наделили вне Положений (например, федеральными законами и указами президента). Отсутствие тех или иных полномочий в Положении дело, конечно, "неопрятное", но, если они проистекают из законодательства, они все равно полномочия. Тем самым, ИС бухгалтерии госоргана создается а) на основании закона (общего для любой организации в стране), б) на основании правового акта госоргана (вводится в экслуатацию приказом, скорее всего, министра, в) она нужна для реализации полномочий госоргана ("нужна" = без нее невозможно реализовать иные полномочия ведомства) ". Если подытожить, то РАНХиГС считает, что любая информационная система в государственном органе является государственной.

Аналогичной позиции придерживается и Минкомсвязи. Их логика следующая. Государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Обратите внимание, не нормативных, а правовых актов. Т.е. на основании любого правомочного решения государственного органа, например, обычного приказа. И такое правомочное решение может принять не орган исполнительной власти, не орган власти вообще, а любой обычный государственный орган. Частая отсылка к ПП-723 о регистрации отдельных видов ГИС имеет отношение не ко всем ГИС, а только к некоторым из них. По мнению Минкомсвязи ПП-723 обязательно только для ФОИВов и только для ГИС, предназначенных для оказания государственных функций или предоставления государственных услуг. При этом отсутствие регистрации не меняет статус незарегистрированной ГИС, как государственной. Иными словами, наличие обычного приказа о вводе в эксплуатацию информационной системы в госоргане делает ее государственной, а в мцниципальном учреждении - муниципальной. И никакая регистрация для этого не требуется (исключая федеральные ГИС определенных типов).

На ФБ была длинная

В котором государственные структуры обязаны регистрировать свои более-менее серьезные (но не секретные) информационные системы. Он довольно небольшой, давно хотелось поковыряться в нем и посмотреть поближе, что же представляют из себя и на чем работают системы, каждый день делающие жизнь простого гражданина еще легче и счастливее.

Реестр размещается на портале Роскомнадзора, который старается быть в тренде гласности, поэтому на нем присутствует раздел с наборами открытых данных - здорово! Качаем самый свежий архив Реестра от 16.02.2016, внутри лежит xml-выгрузка от сентября 2015 года… Хорошая попытка, гражданин. Придется дополнять «открытые данные» свежей информацией непосредственно с сайта, где сделано все, чтоб усложнить врагам парсинг Реестра. В итоге, по состоянию на 8 марта 2016 года, получился список из 339 федеральных государственных информационных систем, некоторую занимательную инфографику по которому, я и хочу вам представить далее.

Для каждой ГИС в Реестре может указываться сразу несколько поддерживаемых ОС и СУБД, таким образом, понять с каким именно ПО она работает в реальности - невозможно. Поэтому на следующих трех диаграммах для таких систем плюсик ставился сразу в несколько категорий.

1. Распределение по поддерживаемым серверным ОС

Из отечественных разработок упоминается только загадочная операционная система Циркон на основе Solaris, Alt Linux и МСВС .

2. Распределение по поддерживаемым клиентским ОС

Что конкретно сразу несколько заявителей подразумевают под «Мобильной операционной системой» - не понятно.

3. Используемая СУБД


Из СУБД, только Ред Базу Данных (на основе Firebird), ИРБИС64 и ЛИНТЕР-ВС можно считать отечественными разработками.

4. Форматы хранения данных

Размер шрифта соответствует распространенности поддержки.


По этой диаграмме можно сыграть в увлекательную игру под условным названием «Отыщи на картинке форматы офисных документов, утвержденные ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 и не получи их поддержку в ГИС». Форматы, которые еще в 2011 году, до эпохи импортозамещения, должны были стать единым стандартом для государственного документооборота. Но, кажется, опять что-то пошло не так. 3 года назад я уже писал о том, как, мягко говоря, неспешно внедряется Open Document на сайтах госучреждений. Воз и ныне там. Только лишь для 10 ГИС упоминается поддержка форматов ГОСТ.

5. Использование офисного ПО

Те ГИС, в которых было указано другое ПО (не офисный пакет), либо вообще не было данных - не учитывались.

Вообще, некоторые участники Реестра довольно странно понимают такой термин как Свободное программное обеспечения (такая графа есть в Реестре), записывая в его ряды Internet Explorer , Delphi и даже Ccleaner .

6. Распределение ГИС по дате ввода в эксплуатацию


Что примечательно, видимо, чтобы как всегда не опоздать, Слоу Почта России прописала дату ввода в эксплуатацию для своей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства аж июль 2016 года. Это единственная ГИС из будущего.

7. Распределение по ведомствам

Чем больше площадь прямоугольника, тем большее количество ГИС числится за данным ведомством.

8. Сумма потраченных средств на разработку, модернизацию и эксплуатацию

В Реестре присутствует поле «Cведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС», в котором в свободной форме содержится информация о стоимости системы для налогоплательщика. Обязательность и периодичность внесения этой информации в Реестр не ясна, но дает примерное представление о суммах затрат.

Лишь на 7 информационных систем приходится половина всех потраченных средств (суммы указаны в тыс. руб.):


Первое и второе места с минимальным разрывом занимают ГАС Выборы и Правосудие . Почетное, 3-е место уходит автоматизированной системе Министерства внутренних дел с говорящим названием ИБД-Ф . На эту могучую тройку ГИС приходится более четверти всех расходов, указанных в Реестре - 61 млрд. руб.

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями , утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

5.1. В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

(см. текст в предыдущей редакции)

Концепция

В декабре 2011 г. была утверждена Концепция об учете государственных информационных систем .

Согласно концепции до конца апреля 2012 г. система учета должна была быть создана и введена в опытную эксплуатацию.

На июнь 2012 года реестр ПО федеральных госорганов действительно существует, в него внесена информация о 239 системах. Среди подавших данные ведомств Минсельхоз , Счетная палата , Росреестр , МИД , Росстат и ряд других.

В текущей версии портала раскрытия информации можно было увидеть имя ответственного за работу печально знаменитой системы учета алкоголя (ЕГАИС) в Росалкогольрегулировании, краткие описания подлежащего оборудования и баз данных, расходы на разработку и эксплуатацию в 2010 г. Сумм за 2011 г. сейчас нет.

Постановление правительства

В июне 2012 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление об учете информационных систем, создаваемых в интересах федеральных ведомств и внебюджетных фондов .

В документе правительство дает две группы поручений: координатору проекта – Минкомсвязи и самим федеральным госорганам, которые должны вносить информацию в систему учета.

Минкомсвязи должно до конца августа 2012 г. дать указания по учету и классификации ПО и компонентов инфраструктуры, разработать формы электронных паспортов и правила составления уникальных идентификаторов ПО и оборудования. Кроме того, министерство должно написать правила предоставления данных в систему учета и методику оценку эффективности работ.

Федеральным ведомствам времени дается на месяц больше – до конца сентября. До этого срока они должны выбрать ответственного за публикацию данных и формально описать, как такое раскрытие будет проходить. Статус отвечающего за наполнение системы учета, как и в случае с межведомственным взаимодействием, должен быть не ниже заместителя руководителя. После этого в течение месяца, т.е. самое позднее в конце ноября, все данные о работающем в ведомстве ПО должны оказаться в системе учета.

Прочесть информацию о работающем ПО, затратах на него и эффективности проектов в итоге можно будет на сайте 365.minsvyaz.ru, а также на едином портале бюджетной системы budget.gov.ru (сейчас доступна только тестовая страница).

Приложение к нынешнему постановлению правительства определяет набор публикуемых данных и оперативность обновления единой базы. Крайний срок ввода учета информационных систем в промышленную эксплуатацию определен еще в концепции – конец 2012 г.

Чтобы оптимизировать работу государственных организаций с гражданами и другими предприятиями по вопросам осуществления разных платежей в бюджет, законодательством РФ была специальная система. Что такое ГИС ГМП, и как она работает, рассмотрим в этой статье.

Понятие

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) предназначена для того, чтобы госорганы, которые оказывают определенный перечень услуг, могли обратиться к ней для выяснения факта оплаты налогового сбора или пошлины физлицом за эти услуги. Помимо этого, государственные организации или муниципалитет, перечислив сумму, которая должна быть направлена физлицом в бюджет, должны в сжатые сроки отправить сведения, необходимые для перечисления денег, в систему.

Исходя из этого, передача данных в ГИС ГМП снимает с организаций обязанность запрашивать у гражданина документы об уплате пошлины или сбора.

Главная цель

Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации.

В системе размещена информация о следующих платежах:

  • За муниципальные и государственные услуги.
  • За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания.
  • За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления.
  • За источники формирования дохода бюджетов.

Есть и другие услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ.

Дополнительно государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предусматривает сбор информации о выплатах задолженностей по исполнительным производствам.

Участники

К основным участникам системы относят:

1. Федеральное казначейство (создатель системы, развивает и обслуживает ее, назначает основные правила).

2. Администратор доходов. Данному участнику уполномочены сообщать о перечислениях:

  • ГИБДД.
  • ФССП.
  • Остальные организации и автономные учреждения.
  • Агент платежей. Участник, передающий информацию о платежах, сделанных:
    1. В финансовых организациях.
    2. Через платежный терминал.
    3. На почте.
    4. Через официальный портал госуслуг.
    5. Через МФЦ.

Взаимодействие бюджетных организаций

Что значит ГИС ГМП для бюджетных структур? Это основная система, позволяющая принимать, вести учет и перенаправлять информацию между разнообразными бюджетными организациями РФ. В частности, речь идет о государственных учреждениях, которые играют роль администратора поступлений, об учреждениях МФЦ, финансовых организациях.

Взаимодействие непосредственно этих организаций в данной системе осуществляется при помощи межведомственного сотрудничества.

Реализация системы

Что такое ГИС ГМП на практике? Администратор доходов отправляет в Федеральное казначейство информацию о появившейся задолженности гражданина или организации. В свою очередь казначейство как главный орган, который несет ответственность за все сведения в системе, передает поступившую информацию в первую очередь порталу государственных услуг и в МФЦ. А данные организации уже сообщают сведения гражданину или организации, которые внесли соответствующую оплату посредством банка или любой известной платежной системы.

ГИС ГМП предполагает и прямой канал осуществления оплаты денежных средств прямо в казначейство. Кроме этого, система имеет возможность передавать информацию о начислениях в банки и платежные системы.

Форматы функционирования

Работа в системе осуществляется посредством форматов, установленных Федеральным казначейством. Их довольно много, но рассмотрим основные и самые востребованные на практике:

  • Сообщения, задействованные сервисом.
  • Импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы.
  • Запрос в ГИС ГМП, или общий формат.

Естественно, они систематически корректируются и модернизируются разработчиками казначейства.

Использование идентификаторов

Главной особенностью работы системы является применение различных идентификаторов. Рассмотрим их особенности. Любое извещение, отправляемое оператору ГИС ГМП, должно содержать информацию о том, кто платит, и реквизиты платежа. Плательщиками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица.

К идентификаторам физлица относят:

  • Номер страхового пенсионного свидетельства.
  • Номер ИНН.
  • Реквизиты паспорта гражданина РФ.
  • Номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
  • Учетный код ФМС и другие реквизиты, допускаемые законодательством России.

Идентификатором юрлица может быть:

  • Номер ИНН.
  • УИН (необязательное условие, требуемое для определенных субъектов).

Чтобы осуществить платеж в бюджет, необходимо обратиться, к примеру, в банк, и предоставить перечисленные идентификаторы.

Как подключиться к системе

Итак, что такое ГИС ГМП, понятно. Теперь разберемся с вопросом о подключении к системе.

Существует несколько способов входа в нее:

1. Самостоятельный. Для начала нужно приобрести у фирмы-поставщика специализированное решение ГИС ГМП. Вход в систему может быть выполнен после осуществления следующих операций:

  • Регистрация приобретенной системы.
  • Инсталляция полученного файла программного обеспечения.
  • Получение электронной подписи, логина и пароля у оператора.
  • Корректная установка сертификатов электронной цифровой подписи.
  • Загрузка и установка сертификата удостоверяющего центра.
  • Проверка шлюзов, осуществляющих связь с региональной организацией, которая обеспечивает безопасность обмена данными в системе.
  • Контрольное подключение в ГИС ГМП. Вход в систему.

2. При помощи агрегатора начислений. В случае когда вход такого типа более предпочтителен для плательщика, его осуществляет администратор доходов. Но для этого необходимо:

  1. Направить запрос в организацию, которая занимается внедрением системы в конкретном субъекте.
  2. Пройти регистрацию.
  3. Подготовить рабочее место с соответствующим оснащением.
  4. Проверить безопасность доступа.

После того как все этапы пройдены, администратор доходов направляет запрос на получение логина и пароля для входа в систему.

Финансовые организации в системе

Банк является одним из важнейших участников системы, поэтому важно рассмотреть вопрос о том, как финансовая организация может получить доступ к ГИС ГМП.

Как и остальные участники, банки обязаны подготовить рабочее место ко входу в систему. Для это нужно:

  • Купить специализированное оборудование и настроить его.
  • Приобрести электронную подпись.
  • Приспособить имеющуюся финансовую систему под те форматы, которые используются в ГИС ГМП.
  • Совершить подключение к системе.

Для многих финансовых организаций последняя функция самая «болезненная», потому как подключение происходит медленно. Но в любом случае компании должны решить и этот вопрос.

Основные задачи подключения банков

Что такое ГИС ГМП для банков? Это инструмент, посредством которого они взаимодействуют с другими субъектами правоотношений, установленными российским законодательством.

Основными задачами подключения банков к работе в системе считаются:

  1. Выстраивания работы в системе межведомственного электронного взаимодействия.
  2. Взаимодействие с другими организациями посредством ГИС ГМП.

Первая задача реализуется следующим образом:

  • Банк подает заявку в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
  • Организация покупает оборудование для кодировки данных.
  • Происходит подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия посредством оператора.
  • Получение электронной подписи.
  • Подача запроса на регистрацию в системе.
  • Банк проводит тестовое подключение на взаимодействие с сервисами системы.
  • Формирование заявки на активацию доступа.

Вторая задача заключается в непосредственном подключении к ГИС ГМП. Для этого:

  • В казначейство направляется заявка на регистрацию в качестве участника.
  • Подготавливаются документы, подтверждающие готовность к проведению теста ГИС ГМП после осуществления регистрации.
  • Проведение тестирования.

Уникальный регистрационный номер

Уникальный регистрационный номер ГИС ГМП присваивается участнику системы в том случае, если при проверке всех документов, представленных во время регистрации, Федеральное казначейство дает положительный результат. В течение 7 рабочих дней казначейство рассматривает заявку и выносит свой вердикт.

К тому же если участник системы предоставляет список администраторов начислений или реестр обособленных подразделений, уникальные номера направляются казначейством на бумажном носителе в единственном экземпляре.

Оплата

Для того чтобы провести платеж в системе, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Для ГИБДД: серия, номер постановления, дата вынесения постановления, сумма к уплате - оплата штрафов; вид пошлины - оплата пошлин, где сумма ставится автоматически системой.

Для уплаты налогов и задолженностей по налогам: вводится либо номер ИНН, либо номер налогового документа.

Для Росреестра: указывается код платежа, состоящий из 20 цифр.

Указать назначение платежа:

Для ФССП: необходимо выбрать отдел приставов и регион, ОКТМО проставляется системой автоматически.

Для ГИБДД: указываются вид нарушения, регион и подразделение, КБК ставится системой автоматически; для оплаты пошлины выбирается регион и подразделение, ОКТМО проставляется системой автоматически.

Указать сведения о плательщике:

Для физлица: полные фамилия, имя, отчество, регион и адрес регистрации.

Подтвердить данные о платеже. В ГИС ГМП проверка платежа обязательная ступень в оформлении перевода. Ведь при неверно указанных реквизитах платеж может не пройти или уйти не по назначению, что усугубит ситуацию. Система предоставляет образец квитанции, где гражданин может сверить все данные.

Выбрать способ оплаты:

Банковская карта.

Счет мобильного телефона.

Далее идет завершение процесса платежа. Перед плательщиком появится окно с извещением об осуществлении операции с использованием системы. Он может сохранить или распечатать данное извещение, а информацию о платежах и, в частности, статус в ГИС ГМП, отслеживать в личном кабинете.

Также ГИС ГМП предлагает услугу заказа квитанции, где содержатся все реквизиты платежа и стоит печать банка. Стоимость услуги составляет 35 руб. Данный документ высылается на электронную почту плательщика в виде pdf-файла.

Итак, изучив систему, становится ясно, что она предназначена для повышения оперативности и снижения трудозатрат сотрудников соответствующих служб при рассмотрении вопросов, связанных с денежными перечислениями граждан или организаций в пользу государства.

Также основная база доступна для лиц, обратившихся в финансовые организации с целью информирования о задолженностях и т. п.

Главным ведомством, отвечающим за функционирование, обновление и модернизацию ГИС ГМП, является Федеральное казначейство. Помимо последнего к активным участникам системы относятся финансовые организации, многофункциональные центры, портал государственных услуг, платежные системы, администраторы доходов, простые граждане и юридические лица.