Значение соответствующему ключу не задано. Создание и использование умолчаний, ограничений и правил с помощью T-SQL

Строится следующим образом. Последовательность записей, соответствующая записям исходной таблицы, упорядочивается по значениям первичного ключа. Логические записи объединяются в блоки (по k записей в блоках).

Значением ключа блока является минимальное значение ключа у записей, входящих в блок. Последовательность блоков представляет собой последний уровень В-дерева . Строится индекс предыдущего уровня. Записи этого уровня содержат значение ключа блока следующего уровня и указатель-адрес связи соответствующего блока; записи этого уровня также объединяются в блоки (по k записей). Затем аналогично строится индекс более высокого уровня и т.д., пока количество записей индекса на определенном уровне будет не более k .

Рассмотрим процедуру работы с B-деревом на примере. Пусть имеется файл экземпляров логических записей, ключи которых принимают значения 2, 7, 8, 12, 15, 27, 28, 40, 43, 50. Для определенности возьмем k=2 (в блок объединяем по 2 экземпляра записей ). Построенное для этого примера изображено на рис. 9.7 (для упрощения рисунка на уровне 4 представлены только ключи логических записей и не представлены значения других полей этих записей).


Рис. 9.7.

В блоках указано значение ключа соответствующего блока. Значение k принято равным 2.

По построению В-дерева все исходные записи находятся на одном расстоянии от верхнего индекса (дерево является сбалансированным).

Рассмотрим реализацию основных операций.

Поиск и чтение записи с заданным значением ключа

Читается верхний индекс. Сравниваем заданное значение ключа со значением ключа последней записи индекса. Если заданное значение ключа больше, чем значение ключа очередной записи индекса (если такая запись имеется), или равно ему, то по адресу связи, указанному в текущей записи, читается блок записей индекса следующего уровня. Далее процесс повторяется.

Считаем, что все блоки расположены в ВП. Тогда число обращений к ВП при поиске информации будет равно числу уровней дерева. Число уровней дерева равно минимальному значению l , при котором выполняется условие k l >= N (N – число логических записей).

Модификация (корректировка) записи

После поиска и чтения записи изменяются корректируемые поля. Если корректируется не ключ записи, то измененная запись заносится на свое место. Если изменено значение ключа, то старая запись удаляется (в соответствующем блоке появляется "пустая" запись), а измененная запись заносится так же, как вновь добавляемая.

Удаление записи

После поиска найденная запись удаляется (в соответствующий блок на место этой записи заносится "пустая" запись).

Добавление записи

Прежде всего определяется, где должна быть расположена добавляемая запись с заданным значением ключа. Процедура поиска блока, где должна быть расположена эта запись, аналогична вышеописанной процедуре поиска записей с заданным значением ключа. Если в найденном блоке низшего уровня есть "пустая" запись, добавляемая запись заносится в этот блок (с необходимым переупорядочением записей внутри блока).

Если в соответствующем блоке низшего уровня нет пустого места, блок делится на два блока. В первый из них заносится записей, во второй заносятся остальные. Значением ключа каждого из указанных блоков будет являться, как и описано ранее, минимальное значение ключей у записей, входящих в блок. Добавляемая запись заносится в тот блок, значение ключа которого меньше значения ключа добавляемой записи. Появление нового блока с новым значением ключа обусловливает необходимость формирования соответствующей новой записи в индексе на предыдущем уровне. Эта запись содержит новое значение ключа нового блока и указатель на его месторасположение. Процедура добавления такой записи аналогична описанной выше. Находится блок предыдущего уровня, куда должна быть помещена эта запись. Если в блоке есть пустое место, запись добавляется в блок, если блок полон, он делится на два блока, запись заносится в один из блоков, формируется запись индекса предыдущего уровня и т.д.

Возможен вариант, когда придется делить блок самого верхнего уровня и формировать еще один уровень дерева.

Рассмотрим для примера, изображенного на рис. 9.7 , добавление записи с ключом 10.

1. Сравнение на первом уровне.

Движение по левой ветви.

2. Сравнение на втором уровне.

Движение по левой ветви.

3. Сравнение на третьем уровне.

Движение по правой ветви.

Искомый блок

4. Блок заполнен.

Он делится на 2 блока

Сравнение 8<10<12.

Запись с ключом 10 заносится в блок 1

На низшем уровне появилась новая запись с значением ключа 12. Необходимо добавление новой записи с ключом 12 и указателем на запись низшего уровня к индексу предыдущего уровня.

5. Запись с ключом 12 уровня 3 должна добавляться в блок. Блок полон, он делится на два блока

Сравнение 8<12.

Запись добавляется во второй блок

6. На уровне 3 появился блок с новым ключом 8. Необходимо добавление новой записи с ключом 8 и указателем на соответствующий блок уровня 3 на уровне 2.

7. Запись с ключом 8 уровня 2 должна добавиться в блок. Блок полон, он делится на два блока.

Запись добавляется в блок 1.

8. На уровне 2 появился блок с новым ключом 15, необходимо добавление новой записи с ключом 15 и указателем на соответствующий блок уровня 2 на уровне 1.

п.(пзегт(папе разе(К, ч))

Встзазяет значение ч в объект п в позишпо, обоэмаченную ключом 1с.

Если уже существует иеюпорае значение, соответствующее ключу 1с, то оно не изменяется. Возвращает объект типа рат гешр::зтегатог, Ьоо1>, первый компонент которого указывает на элемент с заданным ключом, а второй означает, был ли всшвлен новый элемент. Обратите внимание на то, по пвраыетр вальсе ра1 г генерирует объект типа ра(г ск, ч», который преобразуется посрелстаом функции зпзегт в объект типа раз г

п.узпб(1с)

Возвращает птератор, который узшзывает на элемент (если такой сушествует), смпанный с ключом 1с. Если такой элемент не существует, возвращает значение п.епбО Генерирует сбьект тина раз г, который ссмермит кюоч и значение, с которым свезен этот юпоч, в позиции, обозначенной нтератором те. Таким образом, элемент те->Г(гьт имеет тип сопьт к и прглставвяет кюоч, а элемент те->ьесопб имеет тип у и прглставляет значение, соответствующее этому ключу

Б.З. Алгоритмы

Стаюартная библиотека включает множество обобщенных алгоритмов, которые написаны в расчете на использование итераторов; таким образом алгоритмы обретают независимость ст конкретных структур данных, с которыми они работают, и типов их членов. Обратите внимание на то, что ассоциативные контейнеры обладают итераторами, которые ссылаются на такие составные типы, как класс ра(г. Слепоеательно, использование этих алгоритмов с ассоциативными контейнерами требует тщательной разработки.

Большинство алгоритмов ориентировано на последовательности, ограниченные парой итераторов, причем первый итератор указывает на первый элемент, а второйна область памяти, расположенную за последним элементом этой послепоеательности. За исключением отдельно оговоренных случаев, все алгоритмы определены в заголовке.

Вкюочает сбъяввения лвя общих алгоритмов

ассппп1ате(Ь, е, т)

ассппп1ате(Ь, е, т, Г)

Опрепелен в заголовке. Создаст временный сбьект о1у такого же типа и с таким же значением, как у объекта т. Для ка:каото вхоанопз итератора те в диапазоне (Ь, е) вычисляет аду" = абу + *тт или абу" = Г(аб)", *зт), в зависимости от формы функции ассппп1ате, которая была вызвана. Результат прелстзаляет собой копию объекта абу. Обратите внимание на то, чго поскольку оператор "+" может быль перегруженным, даже первая форма функции ассппп1ате может работать с типами, отличными от встроенных арифмецгюскил типоа Например, мы можем использошть алгоритм ассппп1ате двя конкатеыщии всех строк в копюйнере

Б.З. Алгоритмы

Ь(па~у зевгсп(Ь, е, с)

Возвращает значение типа Ьоо1, оягачаюшее, принаалежит ли значение с (отсортированной) паслгловагельнасти, ограниченной однонаправленными итератсрами Ь и е

сору(Ь, е, б)

Копирует значения последовательности, заданной входными итераторами Ь и е, в приемную область, званную щпппным итератаром й При выполнении этой функпии прелпаяашется, по приемник обладает пространствам памвти, достаточным двя хранения копируемых значений. Возвращает значение, которое угщзыеает позишао за последним элементам приемника

ерпв1(Ь, е, Ь2)

ерпв1(Ь, е, Ь2, р)

Воз~шашест значение типа Ьао1, означающее, равны ли элементы погледомпельност, зааднной входными итератарами Ь и е, элементам последовательности тато же размера, начало когсрой задано входным итератаром Ь2. Для проверки использует прспикат р или оператор "=", если предикат р не задан

Н 11(Ь, е, с)

Усганавливает элементы паслепоеательности, заданной псиными итератарами Ь и е, равными значению с. Возвращает чотб-значение г(пб(Ь, е, с)

г(п0 (г(Ь, е, р)

Возвращает итерпор, обозначающий первое шалшение значения с, или итератар, указывающий на элемент, ввя которого истинен превикат р (егли таковой задан), в последовательности, зааанной мюдными итератарами Ь и е. Возвращает значение е, если теюой элемент не существует

1ех(содгврш св1 сопрвге(Ь, е, Ь2, е2)

1ех(содгврп(св1 сопрвге(Ь, е, Ь2, е2, р)

Возврешает значение типа Ьоо1, означающее, меньше ли послеповательнасть элементов вдиапезоне [Ь, е) послепоеательности элементов в диапазоне [Ь2, е2). Для сравнения элементов используется преликат р или оператор "

пвх(с1, с2)

Возвращает бгпьшее (двя функпии пвх) или меньшее (ввя функпии ьпп) кз значений, заданных аргумепщми с1 и с2, которые дшпкны имеш пдигпковый тип пвх е1епепс(Ь. е) птп е1епепс(Ь, е) Возвращает итератор, указывающий на наибольший (наименьший) элемент в паслгпоеательнасти, заданной Однонаправленными игераго- рами Ь не

Приложение Б. Стандартная библиотека (краткий обзор)

О чем эта статья

Эта статья продолжает цикл статей «Первые шаги в разработке на 1С». В ней рассматриваются принципы работы с универсальными коллекциями. Прочитав статью, вы узнаете:

  • Что такое универсальные коллекции, когда и в каких случаях их необходимо использовать?
  • Что общего у всех универсальных коллекций? Какие приемы можно использовать для работы со всеми ними?
  • Что такое массив, как и когда его использовать? Какие у него есть методы?
  • Зачем использовать структуру? В чем её отличие от массива?
  • В каких случаях использовать список значений? Как отобразить его на форме?
  • Соответствие – что это и когда его использовать? В чем преимущества относительно структуры?
  • Для чего используется таблица значений? Как описать ее структуру? Как добавить/удалить строки? Как вывести ее на форму?
  • Дерево значений – для чего используется? Как заполнить и вывести на форму? Как с ним работать?

Применимость

В статье рассматривается платформа 1С:Предприятие 8.3 актуальной редакции.

Как в 1С работать с универсальными коллекциями

Коллекция значений – это некий контейнер, в котором может содержаться обычно любое количество элементов. При этом каких-либо жестких ограничений на тип данных зачастую не накладывается.

В универсальную коллекцию можно добавлять значения. Все значения в коллекции можно обойти. Используются эти коллекции в основном для какой-либо обработки в алгоритмах. Т.е. это некие динамические структуры, которые существуют на время работы алгоритма.

Важно понимать, что коллекции не хранятся в базе данных (о типе данных Хранилище значений, которое может сохранять практически любой тип данных, речь пока не идет).

Существуют различные виды универсальных коллекций: Массив, Структура, Соответствие, Фиксированный массив, Таблица значений, Табличная часть и т.д. Но у всех коллекций есть схожесть поведения.

Коллекция может создаваться в результате работы какой-либо функции (функция возвращает в качестве значения универсальную коллекцию).

Можно получить новую коллекцию вручную, обратившись к конструктору и создав экземпляр класса.

Например: НашМассив = Новый Массив;

Конструкторы для многих универсальных коллекций являются параметризованными.

Так, в конструкторе для можно указать количество элементов в соответствующих измерениях. Т.е. можно сразу же объявлять многомерные .

Соответствующее описание конструктора есть в синтакс-помощнике.

Таким образом, используя параметры конструктора, можно сразу задать желаемое поведение данного объекта.

Но параметры являются необязательными, разработчик может их не задавать и в дальнейшем определить поведение Массива так, как считает нужным.

Почти любую универсальную коллекцию можно создать с помощью конструктора (исключением являются табличные части, которые выступают в качестве объектов конфигурации).

Для универсальных коллекций существуют такие общие понятия, как индекс и номер. Каждый элемент коллекции имеет индекс. При этом индекс начинается с нуля.

Для того чтобы обратиться к элементу НашМассив , можно использовать обращение по индексу, для этого индекс указывается в квадратных скобках.

Например, НашМассив . Обратите внимание, в этом случае система возвращает элемент Массива с индексом 3, а по порядку это четвертый элемент Массива.

Для некоторых коллекций существует также понятие номера строки. Номер строки начинается с единицы. Например, для табличной части есть такое свойство, как номер строки. Важно иметь ввиду, что если мы знаем номер строки и хотим обратиться по индексу, то в качестве индекса следует использовать значение на единицу меньше номера строки.

Понятие номера строки существует далеко не у всех коллекций, а преимущественно у тех, которые могут отображаться в интерфейсе пользователя.

Для всех коллекций используется обход элементов коллекции. Обход возможен двумя способами: циклом Для и циклом Для каждого из .

Для большинства универсальных коллекций применимы методы: Количество, Индекс, Добавить, Вставить, Удалить и Найти.

Количество – это функция, которая возвращает количество элементов коллекции. Она может использоваться перед циклом Для , как представлено на рисунке.

Метод Индекс существует не у всех коллекций, а только у тех, на элементы которой можно сослаться. В качестве примера можно привести ТаблицуЗначений .

ТаблицаЗначений – это определенная коллекция строк, в строках могут содержаться разные колонки с разными типами значений.

Каждая строка представляет собой самостоятельную сущность. На нее можно получить ссылку, через эту строку можно обращаться к значениям колонок в данной строке.

Метод Индекс позволяет определить, какой индекс соответствует данной строке (т.е. текущую позицию строки в таблице). Значения индекса начинаются с нуля.

Методы добавления новых значений в данную коллекцию существуют практически у любой универсальной коллекции. На рисунке представлено, как заполнить Массив значениями от 0 до 10 двумя способами.

Для того, чтобы добавить элемент в Массив мы можем использовать метод Добавить , в скобках указать добавляемое значение. При этом значение будет добавляться в конец списка, т.е. Массив будет постоянно увеличиваться за счет последней позиции.

Другой метод, который позволяет добавлять значения в коллекцию – метод Вставить . Он отличается от метода Добавить тем, что можно указать, в какое место нужно вставить добавляемый элемент.

Синтаксис: Вставить (,)

Первым параметром указывается индекс, в который будет вставлено новое значение. Т.е. мы, например, можем указать, что каждое значение нужно вставлять в начало списка (второй способ на рисунке выше).

Для удаления элементов из коллекции используется метод Удалить . В методе Удалить указывается по индексу, какой элемент мы будем удалять.

Синтаксис: Удалить()
Пример использования: НашМассив.Удалить(5);

Следует отметить, что для тех коллекций, где строки представляют самостоятельную сущность (например, для ТаблицыЗначений ), мы также можем использовать метод получения индекса для того, чтобы потом удалить данную строку.

Практически у всех коллекций существует метод поиска значения – Найти . В метод передается то значение, которое хотим найти. В некоторых коллекциях можно поставить какие-либо ограничения.

Например, в ТаблицеЗначений можно указать те строки, те колонки, в которых нужно осуществлять поиск.

Если значение найдено, то данный метод возвращает индекс или определенную строку. Если значение не найдено, возвращается значение типа Неопределено . Применительно к Массиву возвращается Индекс , либо значение Неопределено .

Пример использования: НашаПеременная = НашМассив.Найти(8);

Универсальные коллекции можно очень быстро очищать, т.е. удалить абсолютно все элементы. Для этого используется метод Очистить() , который удаляет элементы Массива, строки ТаблицыЗначений , либо данные других коллекций.

Дополнительные методы для Массива

Метод ВГраница() возвращает количество элементов минус один. Т.е. если мы используем цикл Для , то вместо метода Количество можем сразу использовать метод Граница() .

В частности, переменную КоличествоВМассиве можно было определить иначе:

КоличествоВМассиве = НашМассив.ВГраница();
Тогда при описании самого цикла отнимать от данной переменной единицу не следует.

Метод Установить позволяет присвоить значение элементу Массива по индексу.

Синтаксис: Установить(,)

Пример: НашМассив.Установить (2,8);

Альтернативный вариант: НашМассив = 8;

Можно для Массива использовать метод Получить , для того, чтобы прочитать значение по индексу, не обращаясь к использованию квадратных скобок.

Синтаксис: Получить()

Пример: НашаПеременная = НашМассив.Получить(2);

Альтернативный вариант: НашаПеременная = НашМассив;

Универсальная коллекция Структура

Структура, так же как и Массив, может иметь неограниченное количество элементов, но вот содержание элемента отличается от Массива.

Структура представляет собой коллекцию, каждое значение которой состоит из пары. Первый элемент пары называется Ключ . Второй элемент пары – Значение .

Ключ – это строго строковый тип данных, который описывает значение. Например, Ключу «Код» может соответствовать значение 113; Ключу «Имя» значение «Вася». На само Значение ограничение типа данных не накладывается.

Структуру очень удобно использовать, если мы хотим создать некий список параметров. Если данная Структура называется НашаСтруктура , то обращаться к ее двум значениям мы будем следующим образом: НашаСтруктура.Код и НашаСтруктура.Имя.

Такое обращение гораздо удобнее, чем если бы мы все параметры определили в Массив и обращались к ним по индексу.

Структура делает программный код читаемым (понятным). Структура применяется достаточно часто, гораздо чаще чем Массив.

Она используется для описания некоторых параметров, которых зачастую существует достаточно большое количество во всех алгоритмах.

Кроме того, Структура применяется в том случае, если процедура и функция содержат большое количество передаваемых параметров.

Тогда гораздо удобнее записать все параметры в Структуру и именно ее и передавать. Т.е. происходит «упаковка» параметров процедур и функций.

Отдельно следует отметить, что в качестве Ключа в Структуре может выступать не абсолютно любая строка. Накладываются определенные ограничения.

Ключ должен выступать в качестве идентификатора. Это означает, что в Ключе не должно быть пробелов и он не может начинаться с цифры.

Допустимо начало Ключа с буквы или знака подчеркивания. Таким образом, Ключ должен удовлетворять требованиям к созданию идентификаторов.

Отметим, чем еще Сруктура отличается от Массива. В Структуре есть метод Вставить , в Массиве есть два метода для вставки: Вставить (в определенную позицию) и Добавить (в конец списка). В Массиве все элементы являются упорядоченными.

Структура – это некое неупорядоченное множество. Именно поэтому для Структуры существует только метод вставки.

Значение вставляется не на конкретную позицию, а в указанное множество. Для Структуры недопустимо обращение по индексу, как для других универсальных коллекций.

К элементам Структуры обращаются только по имени Ключа. Тем не менее, цикл Для каждого из работает и для Структуры, но опираться на порядок элементов Структуры не следует.

Структура создается точно так же, как и другие универсальные коллекции с помощью использования конструктора Новый, указывая тип данных Структура.

Как и Массив, конструктор Структуры может иметь параметры. Т.е. возможно описать само содержание Структуры, используя конструктор.

В отличие от Массива, где можно просто указать количество элементов для всех размерностей, в Структуре возможно задавать само содержание.

Например: НашаСтруктура = Новый Структура (“Код,Имя”, 133, “Вася”);

Через запятую перечисляются сначала имена Ключей, а потом, соответственно, в той же последовательности значения параметров.

Для добавления в Структуру нового значения существует метод Вставить , который вставляет новую пару (Ключ и Значение).

Например: НашаСтруктура.Вставить(“ЧленовСемьи”,3);

Для Структуры характерен еще один метод, который используется достаточно часто. Это метод Свойство .

С помощью данного метода можно понять, а есть ли в этой Структуре такой элемент, у которого Ключ имеет такое-то имя.

Если существует такой элемент, то система вернет значение Истина, в противном случае – Ложь.

Например, выражение НашаСтруктура.Свойство (“ЧленовСемьи”) будет равно значению Истина. Этот метод применяется достаточно часто при анализе Структуры.

Как и для любой универсальной коллекции, допустимо обращение к свойствам Структуры по индексу. Но индекс для Структуры – это строковое значение.

Например: Сообщить(НашаСтруктура[“ЧленовСемьи”]);

Однако следует не забывать, что Структура – это не упорядоченное множество объектов, именно поэтому обращение по индексу 0, 1, 2 недопустимо.

Универсальная коллекция Список значений

СписокЗначений представляет собой линейный список элементов любого типа данных.

Каждый элемент состоит из нескольких значений. Схематично список значений можно представить в виде списка с четырьмя колонками.

Первая колонка – Отметка . Она имеет булевский тип данных и позволяет пользователю либо ставить флажки, либо их снимать.

Другая колонка – это картинка, которая может каким-то образом визуально изображать данный элемент, т.е. ставить в соответствие данной строке какую-либо картинку.

Третья колонка – само хранимое значение, т.е. это любой тип данных, причем в разных строках он может быть различным.

Четвертая колонка – это представление, т.е. это некое строковое описание данного значения. Представление будет выводиться пользователю, когда он будет просматривать данный элемент. При этом, если представление не задано, система будет пытаться сама получить представления для элемента, содержащегося в данной позиции.

СписокЗначений – это тот объект, с которым может визуально работать пользователь. Т.е. СписокЗначений можно вывести на форму.

Пользователь может выполнять с ним какие-то действия. Кроме этого, СписокЗначений можно вывести независимо, используя методы, т.е. показать на экран в некоторой ветке алгоритма (за исключением серверного кода), чтобы пользователь выбрал какую-то строчку или проставил какие-либо галочки.

Найдем СписокЗначений в ситакс-помощнике. Конструктор СпискаЗначений не параметризованный (нельзя задать какие-то значения по умолчанию).

Есть такие методы, как:

  • Вставить(,) ;
  • Добавить(,);
  • Количество();
  • Индекс().

Есть и специальные методы, например, ВыгрузитьЗначения() . При этом создается Массив, в который копируется список значений. Например:

МассивЭлементов = СписокТиповЦен.ВызрузитьЗначения();

Существует и обратный метод:
СписокТиповЦен.ЗагрузитьЗначения(МассивЭлементов);

Существуют методы поиска:
НайтиПоЗначению(); НайтиПоИдентификатору().

Есть метод копирования:
КопияСписка = СписокТиповЦен.Скопировать();
Данный метод предназначен для того, чтобы сделать какую-то модификацию с копией.

Существуют методы:
СортироватьПоЗначению();
СортироватьПоПредставлению().

Методы ВыбратьЭлемент(,) и ОтметитьЭлементы () вызывают модальное диалоговое окно, которое останавливает выполнение алгоритма, пока пользователь не закроет данное окно.

Для использования этих методов в свойствах конфигурации Режим использования модальности должен быть установлен на значение Использовать .

Пример кода, вызываемого из модуля Управляемого приложения:

Отображение данного кода в пользовательском режиме (модальное диалоговое окно).

Ниже СписокЗначений используется в качестве доступного типа данных для реквизита формы. Создаем для формы обработки новый реквизит, определяем для него тип СписокЗначений и отображаем его на форме.

Создаем новую команду ЗапонитьПодарки , переносим на форму и определяем для нее обработчик действия.

В пользовательском режиме, при нажатии в форме обработки кнопки Заполнить подарки, появится заполненный список.

При желании список можно редактировать: какие-то элементы добавить, какие-то – удалить.

Универсальная коллекция Соответствие

Данная коллекция очень схожа со Структурой . Также, как и Структура, Соответствие представляет собой наборы значений, которые состоят из ключа и самого значения.

Главное отличие в том, что в качестве Ключа может указываться любой тип данных, равно как и для значения. В виду этой особенности обращаться к значению соответствия необходимо по индексу, в качестве значения индекса указывается значение ключа.

В качестве ключа может быть тип данных, отличающихся от строки. Свойства и методы работы с Соответствием практически такие же, как у Структуры.

Конструктор Соответствия, в отличии от Структуры, не содержит возможности указания параметров.

Пример использования:

Соответствие удобно применять тогда, когда необходимо связать какие-либо две структуры. Например, каждой строке табличной части необходимо сопоставить строку из таблицы значений.
В этом случае в качестве ключа Соответствия используется строка табличной части и указывается соответствующее значение.

При вставке элементов в коллекцию Соответствие помимо метода Вставить(,) существует другой способ вставки значения – это использование обычного оператора присваивания.

Например: НашеСоответствие = Новый Соответствие;
Соответствие = 999;

Т.е. если элемент в коллекции не присутствовал, то с помощью оператора присваивания он будет добавлен, а если присутствовал, то будет обновлен.

Это является отличием от Структуры.

Универсальная коллекция Таблица значений

ТаблицаЗначений представляет из себя таблицу с произвольным количеством строк и произвольным количеством колонок. На пересечении могут храниться значения любого типа данных. При необходимости колонки можно типизировать, т. е. определить в какой колонке какой тип данных хранится.

Можно оставить колонки нетипизированными, тогда в одной колонке в разных строках могут храниться значения разных типов.

Отличия ТаблицыЗначений от двухмерного Массива:

  • это объект, с которым может работать пользователь (таблицу значений можно вывести на экран, пользователь может ее заполнять, в дальнейшем введенные данные можно читать);
  • построение индексов для быстрого поиска;
  • клонирование, заполнение определенным значением всей колонки, выгрузка все колонки в массив.

ТаблицаЗначений используется как некий буфер хранения информации. ТаблицаЗначений возвращается и принимается как параметр многими методами системы. К Таблице значений возможно построить запрос.

Итак, ТаблицаЗначений состоит из набора строк и набора колонок. И строки, и колонки представляют собой коллекции.

Т.е. внутри коллекции ТаблицаЗначений есть еще две коллекции. Обратимся к синтакс-помощнику и найдем ТаблицуЗначений .

Поддерживаемые типы данных: сама ТаблицаЗначений , которая состоит из строк. Каждая строка представлена типом данных СтрокаТаблицыЗначений , у которой есть свои свойства и свои методы. Имеется КоллекцияКолонок ТаблицыЗначений также обладает определенными свойствами.

Важный момент! Процедура, которая формирует ТаблицуЗначений , должна компилироваться & НаСервере.

Прежде, чем начать работать с ТаблицейЗначений , необходимо определить, какие в ней будут содержаться колонки (т.е. создать их). Синтаксис:

Добавить(,)
(необязательный)
Тип: Строка.
(необязательный)
Тип: ОписаниеТипов
(необязательный)
Тип: Строка.
(необязательный)
Тип: Число.

Например:

Для вызова данной процедуры будем использовать команду.

В описании ТаблицыЗначений в качестве элементов коллекции выступают именно СтрокиТаблицыЗначений .

В отличии от колонок, которые состоят только из свойств (Имя, Тип, Заголовок, Ширина), в СтрокеТаблицыЗначений существуют как свойства (обращение по имени колонки), так и методы (можно получать и устанавливать значение, работать с владельцами).

Чтобы добавить новую строку в таблицу нужно использовать метод либо Добавить() , либо Вставить() . Во втором случае следует указать, на какую позицию нужно выставлять требуемую строку.

Чтобы присвоить значение колонке, мы через точку обращаемся по имени колонки или по индексу (с помощью квадратных скобок).

Для заполнения ТаблицыЗначений могут использоваться следующие методы:

Очистить() – для удаления всех строк из ТаблицыЗначений .

ЗаполнитьЗначения(,) – позволяет заполнить все колонки, либо выбранные колонки одним значением.
ЗагрузитьКолонку(,) – загружает колонку из массива.
ВыгрузитьКолонку() – выгружает колонку в массив.

Два последних метода удобно использовать, когда нужно перебросить колонку из одной таблицы значений в другую.

Скопировать(,) – позволяет на основании существующей таблицы создать новую ТаблицуЗначений , при этом указывать не все строки и все колонки, а только некоторые из них. Возвращаемое значение – ТаблицаЗначений .

Можно скопировать структуру ТаблицыЗначений . Для этого существует соответствующий метод СкопироватьКолонки() . Мы получим пустую ТаблицуЗначений с требуемой структурой.

В ТаблицеЗначений существует метод Итог() . Можно указать ту колонку, в которой нужно просуммировать числовые величины. Применительно к ранее показанному коду в Табло можно рассчитать значение: ТЗ.Итог(“Сумма”) .

В ТаблицеЗначений существует возможность сгруппировать (свернуть) числовые величины по одинаковым значениям определенных колонок с помощью метода Свернуть(,) .

Применительно к ранее показанному коду в Табло можно рассчитать значение: ТЗ.Свернуть(“ДеньНедели”,“Сумма”).

ТаблицуЗначений можно показать на пользовательском экране, чтобы с ней можно было совершать какие-либо действия. Но в отличии от СпискаЗначений из программного кода нельзя просто так вызвать таблицу на экран.

Чтобы отобразить ТаблицуЗначений на экране, создадим реквизит формы и присвоим ему тип данных ТаблицаЗначений .

После чего полученную таблицу следует вывести на форму.

В модуле формы в конце ранее составленного алгоритма (в Процедуре СозданиеТаблицыЗначений) следует дописать:
ЗначениеВДанныеФормы(ТЗ, Таблица);

Универсальная коллекция Дерево значений

универсальная коллекция, которая очень похожа на ТаблицуЗначений . Отличие от таблицы заключается в том, что строки дерева могут быть подчинены друг другу, т.е. может быть образована некая иерархия.

Тоже может быть отражено на экране. Дерево значений в явном виде состоит из коллекции строк и коллекции колонок. В дереве существуют такие два свойства как Строки и Колонки.

Поскольку строки могут быть подчинены друг другу, то для каждой строки может быть указан Родитель, а также подчиненные ей строки.

Создадим соответствующую команду Дерево и ее процедуру обработки.

Создадим в котором одна родительская строка и две подчиненные.

Создадим реквизит формы ДерЗн (тип данных – ДеревоЗначений).

Для этого реквизита создадим колонки Год и Месяц.

Переместим соответствующий элемент ДерЗн на форму.

В конце Процедуры ДеревоНаСервере() допишем:

ЗначениеВДанныеФормы(ДеревоЗн, ДерЗн);

Проверим, что получилось в пользовательском режиме.

С помощью кнопки Добавить можно добавлять новые строки. Они могут также образовывать иерархию.

Чтобы обойти все элементы дерева значений, нам понадобится использовать рекурсию, т.е. вызов процедуры самой из себя. Например, обработка дерева значений может выглядеть так:

На этом мы завершаем наше первое знакомство с универсальными коллекциями.

В следующей статье рассмотрим, при помощи какого важного механизма разработчик может упростить обращение к элементу справочника из программного кода.